Маршал войск связи Иван Пересыпкин
С начала войны в войсках, органах управления Красной Армией, в службах связи сложилось тяжелое положение. Противнику удалось разрушить многие узлы связи, вывести из строя магистральные линии и другие объекты. В январе 1942 г. в результате оккупации гитлеровцами значительной части территории СССР протяженность телеграфно-телефонных линий общегосударственного значения сократилась на 59%, а количество действующих телеграфных аппаратов уменьшилось на 40%.
Огромную роль в обеспечении нашей страны связью во время ВОВ сыграл Иван Терентьевич Пересыпкин - нарком связи с 1939 по 1944 гг. С июля 1941 г. он был одновременно наркомом связи и заместителем наркома обороны СССР (по ноябрь 1944 г.), а также начальником Главного управления связи Красной Армии (по 1946 г.). В 1944 г. И.Т. Пересыпкину было присвоено воинское звание маршала войск связи.
Государственный комитет обороны, Ставка Верховного Главнокомандующего, нарком связи приняли энергичные и эффективные меры для срочного исправления сложившегося положения. Была перестроена система управления связью в Красной Армии - от Генштаба до батальона. В самое напряженное время битвы за Москву И.Т. Пересыпкин лично возглавил строительство специального, защищенного от помех, кольца связи вокруг Москвы, а также восточного полукольца. В результате была получена возможность подключаться к этим линиям, минуя узлы связи Центра, что существенно улучшило управление войсками.
О масштабах работы Наркомата связи и лично наркома в годы ВОВ свидетельствуют следующие факты. Только с 1 января по 1 апреля 1942 г. на всех фронтах частями связи было построено 21500 км постоянных линий, подвешено свыше 121000 км новых проводов, восстановлено около 190000 км разрушенных или поврежденных линий связи. С 1 по 15 августа 1945 г. частями связи 1-го Дальневосточного фронта было подвешено 765 км проводов.
В 1941 г. по решению ГКО в дополнение к трем действующим линейным батальонам связи были сформированы еще 10 ремонтно-восстановительных батальонов, каждый - численностью 750 человек; к маю 1942 г. они были переформированы в 25 батальонов по 300 человек. В батальоны связи были призваны высококвалифицированные специалисты из Центрального научно-исследовательского института связи (ЦНИИС), а также выпускники Московского института инженеров связи и Военной академии связи.
Ставка, фронты, армии, корпуса и дивизии получили вновь сформированные части и подразделения, обеспечивавшие все виды связи. Средствами связи были оборудованы самолеты, автомобили, мотоциклы и др.
С 1942 по 1943 г. основным средством связи высших органов государственного управления (в Красной Армии, в звене Ставка ВГК - штабы фронтов, военных округов - армий, а иногда и соединений) стала высокочастотная телефонная связь. В штабах фронтов и армий она предоставлялась командующему, члену военного совета и начальнику штаба. В короткие сроки были сформированы и подготовлены специальные части для обеспечения связью в звене «Ставка - фронт», а также частей и подразделений для обслуживания линий связи в звене «армия - корпус - дивизия». В середине 1942 г. командующим фронтами, армиями, а впоследствии и командирам соединений были предоставлены личные радиостанции, которые находились при них во время выезда в войска.